1612346306766.jpg
Главная
Награды НКВД PDF Печать
Автор: Administrator   
28.11.2008 00:00
Индекс материала
Награды НКВД
Страница 2
Все страницы

 Н.Петров, К.Скоркин

ВЕДОМСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ
В ВЧК-КГБ

Звание «Почетного чекиста» впервые было установлено в декабре 1922 г. в связи с празднованием 5-й годовщины органов ВЧК-ГПУ. Тогда, по воспоминаниям М.П.Шрейдера, этого звания были удостоены около 140 человек (Шрейдер М.П. Воспоминания // Архив НИПЦ «Мемориал»). Но лишь в 1923 г.  были разработаны и утверждены Коллегией ГПУ положение и описание знака

«Почетный работник ВЧК-ГПУ». По всей видимости, в декабре 1922 г. обсуждалась лишь идея учреждения нагрудного знака, которая была переведена в практическую плоскость на заседании Коллегии ГПУ 7 июня 1923 г. С предложением о награждении сотрудников ГПУ к пятилетию органов ВЧК-ГПУ выступил заместитель председателя ГПУ И.С.Уншлихт. Решение Коллегии было следующим:

а) Создать комиссию под председательством т.Петерса и членов т.Воронцова, Фельдмана, Беленького и Медведя, которой в недельный срок выработать статут о награждении сотрудников ГПУ нагрудными знаками к 5-летию органов ВЧК-ГПУ.

б) Наградить нагрудными знаками к 5-летию органов ВЧК-ГПУ следующих тов.тов. Апетер, Могилевский, Скрипник, Ксенофонтов, Шварц Семен, Битенек, Габалин, Яковлева и Рославец

На этом же заседании следующим пунктом было оформлено и еще одно награждение:

«Присудить тов. Енукидзе звание почетного чекиста, выдав ему нагрудный знак к 5-летию органов ВЧК-ГПУ».

Как видим, до июня 1923 г. присваивалось лишь само звание, тогда как после упомянутого решения Коллегии ГПУ речь шла уже и о вручении нагрудного знака. Однако лица, перечисленные в решении Коллегии ГПУ от 7 июня 1923 г., не были первыми кавалерами этого знака. Когда состоялось вручение, знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» №1 оказался у Ф.Э.Дзержинского, №2 — у Я.Х.Петерса, №3 — у А.Я.Беленького, №4 — у В.И.Савинова и т.д. Руководящей верхушке ГПУ, надо полагать, почетные звания присвоили еще в декабре 1922 г., а сам знак вручили позднее, после его официального учреждения.


Положение о почетном знаке «ВЧК-ГПУ» с его описанием было утверждено 12 июля на заседании Коллегии ГПУ и объявлено Приказом ГПУ №307 от 19 июля 1923 г. Описание знака было следующим:

Почетный юбилейный знак ВЧК/ГПУ изображает овальный обруч из матового серебра с надписью «ВЧК–1917 г. ГПУ–1922 г.». На обруч наложен серп и молот, перекрещенный мечом, эта эмблема окаймлена римской цифрой «ПЯТЬ», покрытой красной эмалью. На обороте знака гравируется порядковый номер его

В положении говорилось о том, что знак имеет «значение награды достойнейших сотрудников ВЧК/ГПУ, своей работой в органах ВЧК/ГПУ заслуживших быть особо-отмеченными» (там же). Награждаемый должен был иметь «особые заслуги перед Республикой» и стаж работы в органах не менее 3 лет. Не могли быть награждены ранее судимые, лишенные права работать в органах ГПУ и исключенные из партии. Награждение (как и лишение знака) производилось постановлением Коллегии ГПУ и должно было объявляться приказами ГПУ. (Последнее, однако, не выполнялось. Нами не выявлено таких объявлений в приказах по ОГПУ периода 1923-31 гг.)

В положении о почетном знаке не оговаривалась обязательная партийность претендента. По этому поводу разгорелась дискуссия, но большинство решило, что это оговаривать не обязательно, ибо и так существовал порядок, по которому в «органах» на большинстве должностей могли быть только коммунисты. Ягода не согласился с мнением коллег, и в протоколе заседания Коллегии появилась запись: «Ягода остается при своем мнении». Свои мысли о назначении почетного знака и порядке награждения Ягода изложил в отдельной записке. «Получение почетного знака ГПУ, — писал он, — должно быть затруднено до максимума». Одним из условий, затрудняющих получение знака, Ягода считал обязательное членство претендента в коммунистической партии. Особый смысл знака «Почетного чекиста» Ягода понимал так:

«Почетный знак есть круговая порука всех носящих его в безграничной преданности делу Революции. Какая же может быть круговая порука, когда основное условие спайки прервано награждением знаком безпартийным каковая повлечет за собой нежелательные последствия.

Считая постановлене Коллегии неправильным, я остаюсь при вышеизложенном мнении, каковое прошу приобщить к протоколу».

(Особенности стиля и орфографии документа сохранены.)

В утвержденном Коллегией ГПУ положении о почетном знаке говорилось, что кавалеры его, «уходя из органов ГПУ на другую советскую, политическую или профессиональную работу, сохраняя звание “Почетных Чекистов”, должны связываться с органами ГПУ по месту их нахождения, постоянно оказывая этим органам соответствующую помощь и содействие». Такие же обязанности возлагались и на лиц, не работавших в ВЧК-ГПУ, но награжденных этим знаком. Все они имели право беспрепятственного входа в здания всех органов ГПУ по предъявлению грамоты к почетному знаку.

Конечно, оказание «содействия органам» было обязанностью, хотя и не слишком обременительной, а скорее символической. А прав и привилегий не было почти никаких, если не считать права «беспрепятственного входа». Однако позднее к нему прибавились и другие права и привилегии. Приказом ОГПУ №245 от 9 ноября 1929 г. был объявлен «Статут прав и обязанностей кавалеров Почетного знака ВЧК-ГПУ». Им полагались после увольнения из ОГПУ: повышенная пенсия, сохранение квартир в ведомственных домах ОГПУ, прикрепление к лечебным учреждениям ОГПУ и получение санаторных путевок, право получения вне очереди жилья, право ношения чекистской формы одежды и право хранения, приобретения и ношения оружия. Позднее приказами ОГПУ от 4 мая 1930 г. и 25 июня 1931 г. к этим льготам прибавились, соответственно, ежемесячная денежная надбавка к зарплате в размере 30 рублей и право получения пенсии по линии ОГПУ.

Всего почетным знаком V годовщины ВЧК-ГПУ было награждено около 800 человек. Сообщения о награждении в конце 1931 и в 1932 г. стали объявляться приказами по ОГПУ.

Знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» V годовщины вручался вплоть до конца 1932 г., когда в канун 15-летней годовщины ВЧК-ОГПУ был учрежден другой вариант этого знака — с римскими цифрами «XV» вместо «V».


В промежутке между этими годовщинами в 1927 г. к 10-летнему юбилею ОГПУ был учрежден значок с профилем Дзержинского на фоне красного знамени. Наградным почетным знаком он не являлся, ибо не имел индивидуального номера на обороте и вручался без решения какого-либо центрального руководящего органа. В Приказе ОГПУ №250а от 17 декабря 1927 г. он именовался «юбилейным жетоном» и местом его ношения был определен левый нагрудный карман, тогда как настоящие наградные знаки «Почетного работника ВЧК-ГПУ» V или XV годовщин, как и ордена СССР, носились до 1943 г. над левым нагрудным карманом (а не на самом кармане).


Знак «Почетного работника ВЧК-ГПУ» XV годовщины был учрежден Приказом ОГПУ №1087 от 23 ноября 1932 г. Как и предыдущий знак (V годовщины) он присваивался за «выдающиеся заслуги», но при этом оговаривался стаж службы претендента в органах или войсках ОГПУ — не меньше 10 лет.  Впрочем, этот критерий строго не соблюдался, и в последующие годы почетный знак порой вручался и партийным выдвиженцам, недавно попавшим в «органы»  (например, в 1938 г. знаком были награждены В.Е.Цесарский и И.И.Шапиро, пришедшие на руководящую работу в НКВД в 1936 г. вслед за Ежовым).

Кавалеры почетного знака XV годовщины именовались так же, как и кавалеры предыдущего знака — «Почетный работник ВЧК-ГПУ», незначительно различались лишь сами знаки — цифрами годовщин. Разумеется, сохранялась (и это оговаривалось в Приказе ОГПУ от 23 ноября 1932 г.) вся система привилегий для кавалеров нового знака.

Правда, со временем привилегии постепенно отменяли. Так в 1933 г. была отменена ещемесячная 30-рублевая добавка к зарплате, в 1935 г. отменили льготное исчисление пенсии и право обязательного перевода на пенсию по линии ОГПУ, в 1937 г. отменили сначала право ношения чекистской формы после увольнения, а затем и право беспрепятственного входа во все здания органов госбезопасности (новому наркому Ежову, видимо, не нравилось, что подозрительные «Почетные чекисты», давно уволенные из системы, болтаются под ногами и мешают работать). В итоге из всех привилегий остались: право на хранение и ношение оружия и право на сохранение после увольнения жилой площади в ведомственных домах НКВД.

Знак XV годовщины присваивался приказами по ОГПУ-НКВД и вручался вплоть до 1940 г. Всего было вручено немногим более 3.000 знаков. К каждому знаку полагалась почетная грамота — наподобие орденской книжки (первоначально в обложке из кожи с оттиском изображения знака), в которой были вписаны: имя награжденного, дата и номер приказа о награждении, номер самого знака. Все это скреплялось подписью Председателя ОГПУ (Наркома ВД). Знак на оборотной стороне имел выгравированный номер, который должен был соответствовать указанному в грамоте.