9 447 x 600.jpg
Главная
Черная судьба «Акулы» PDF Печать
Автор: Administrator   
04.08.2008 00:00

Черная  судьба «Акулы»

Почему вертолет, который мог стать лучшим в мире, так и не дошел до российской армии?

 Победитель «Апачей»

Почти четверть века тому назад в СССР проходил конкурс на новый боевой вертолет, который должен был прийти на смену Ми-24. Победителем могла стать машина, не только превосходящая своего внутреннего конкурента, но и американский «Апач». Наша армия должна была получить действительно лучший в мире атакующий вертолет.

В конкурсе участвовали Ми-28 и Ка-50. Практически по всем позициям выиграл Ка-50, получивший первым среди летательных аппаратов имя собственное - «Черная акула». Одноместный боевой вертолет, оснащенный самой современной авионикой и комплексом высокоточного оружия, реально превосходил по основным характеристикам все мировые аналоги. Однако, его настоящий триумф не состоялся потому, что подведение итогов совпало с развалом СССР.


«Черную акулу» все-таки взяли на вооружение в российскую армию в 1995 году. Однако это решение оказалось только на бумаге - денег на массовую закупку грозных машин в военном бюджете не оказалось. А ведь уже началась первая антитеррористическая операция на Северном Кавказе, и новый вертолет там был просто необходим. Между тем, в конце 90-х годов появился и вертолет К-52.Эту двухместную машину, способную вести воздушную разведку, самостоятельный бой и одновременно управлять авиагруппой, назвали «Аллигатором».

По долгу службы, я хорошо знаком с вертолетной техникой, в том числе с возможностями Ка-50, Ка-52 и Ми-28, - говорит полковник ГРУ. Александр Мусиенко, воевавший в Афганистане и Чечне. - Так сложилось, что со времен Афганской войны наша армия все время воюет в горах. И лучшего вертолета для поддержки войск, в том числе спецназа, действующих в высокогорье, чем Ка-50 и Ка-52, не существует. Благодаря соосной схеме, они очень маневренны, имеют прекрасную скороподъемность, могут зависнуть на любой высоте и оснащены самыми современными комплексами авионики и высокоточного оружия. Имей мы в Чечне поддержку Черных акул, потери наших войск сократились бы в разы, а борьба с незаконными вооруженными формированиями, скрывающимися в горных лесах, оказалась бы более эффективной.

Сейчас ситуация как бы повторилась. Ведь если бы в Южной Осетии работала группа из четырех атакующих Ка-50 и одного командно-разведывательного Ка-52, да еще в тесном контакте с разведгруппами спецназначения, ситуация на земле сложилась бы совершенно иная.

Буги-вуги ВВС

Действительно, ни Черных акул, ни Аллигаторов в Южной Осетии не наблюдалось. Это тем более непонятно, если учесть, что Ка-50 прошли испытание войной, показав себя с самой лучшей стороны. В 2001 году в условиях повышенной секретности была сформирована экспериментальная боевая ударная группа вертолетов (БУГ). Она состояла из двух Ка-50, воздушного пункта наблюдения и целеуказания Ка-29 ВПНЦ и вертолетов прикрытия Ми-24. Летчикам армейской авиации впервые удалось не только испытать новую машину в боевых условиях, но и реализовать принципиально новую тактику применения атакующих вертолетов.

Как работала боевая ударная группа? Воздушный командный пункт Ка-29 ВПНЦ летал на большой высоте и принимал данные наземной, воздушной и космической разведок. При этом е «акулами», барражировавшими в зоне ожидания, поддерживалась закрытая телекодовая связь. На экранах бортовых дисплеев Ка-50 высвечивалась вся информация об их местонахождении, рельефе местности и координатах цели, которую требовалось уничтожить. Ка-50 были оборудованы отечественной навигационной системой «Абрис», позволяющей летать по цифровой карте местности в любое время суток. На цель вертолеты выводились с точностью в несколько метров. Наносили молниеносный удар и тут же уходили из возможной зоны поражения средствами ПВО. На деле было показано, как должны воевать вертолеты в новом веке.

- Тактико-технические и летные характеристики «Черной акулы» выше всяких похвал. Машина настолько идеально сбалансирована и имеет такую систему управления огнем, что даже неуправляемое оружие становится высокоточным, - считает Герой России полковник ВВС Александр Рудых, бывший начальник отдела боевой подготовки армейской авиации, участник испытаний Ка-50 в боевых условиях. - К примеру, неуправляемый реактивный снаряд (НУРС) должен пускаться на дальность не больше 2,5 километра - иначе залп уйдет в «молоко». Мы стреляли с Ка-50 НУРСами на 3,8 километра и попадали в точку; И из пушки били почти на четыре километру в «десятку». В Чечне мы применяли управляемые ракеты «Вихрь». С дальности в 2,2 километра лично я попал этой ракетой в оконный проем замаскированного опорного пункта боевиков. Скороподъемность в горах у Ка-50 оказалась просто фантастической - 30

метров в секунду. Насколько я знаю, ни один вертолет в мире такой вертикальной скоростью не обладает. А работа в составе боевой экспериментальной группы ударных вертолетов - это вообще отдельный раз говор...

БУГ так и остался одним из секретов второй чеченской кампании. Впрочем, вскоре после испытаний Ка-50 в боевых условиях расформировали не только экспериментальную ударную группу, но и командование армейской авиацией (куда входили вертолетчики), подчинив ее Главному штабу ВВС и ПВО. Генералы Военно-воздушных сил в новую тактику применения вертолетов вникать не стали, Ка-50 в воюющую армию не поступили, зато неожиданно воспылали любовью к, казалось бы, давно забытому проекту Ми-28.

Молчаливый запрет

Чтобы хоть как-то оправдать факт отсутствия лучшего в мире боевого вертолета в войсках, у Ка-50 нашли «существенные» недостатки. Сточки зрения, как правило, анонимных экспертов от авиации, их несколько,

Во-первых, как утверждается, вертолетчики привыкли к Ми-24 и пересаживаться на боевые «Ка» не хотят.

Это не так, поскольку те пилоты, что имели возможность летать на «крокодилах» и «акулах», однозначно высказываются в пользу Ка-50.

Во-вторых, одному пилоту Ка-50 управлять машиной в бою гораздо сложнее, чем экипажу из двух человек на Ми-28.

Если к современной войне подходить с теми же критериями, что и полвека назад, то это так. Но ведь будущее за беспилотными летательными аппаратами, а уже сегодня воюет не отдельно взятый образец, а система. Одноместная с высочайшей степенью автоматизации управлёния «акула» - первый шаг к беспилотному боевому вертолету. А как надо воевать системно - наглядно показал опыт БУГ еще в 2001 году.

В-третьих, оппоненты «акул» утверждают, что соосная схема чревата ударением винтов.

Такая опасность есть, но наступает она при таких перегрузках, при которых вертолет с несущим винтом обрубает себе хвостовую балку. Просто не стоит  выходить за критический режим полета, когда у «Ка» и «Ми» катастрофа неминуема.

Невидимый «охотник»

В фаворе у заказчиков от ВВС сейчас Ми-28. Старому-новому вертолету добавили букву «Н», что значит «ночной». Для убедительности нарекли «Ночным охотником». Без обязательного конкурса, в нарушение существующего законодательства, в приказном порядке в 2005 году приняли на вооружение. Были выделены средства для организации серийного производства и массовых закупок этих вертолетов. А ведь единственный экземпляр Ми-28Н на то время даже не прошел необходимых госиспытаний. И не было никаких гарантий того, что принятые на вооружение машины вообще смогут летать и воевать, особенно ночью.

Возможно, в процессе испытаний у «Ночного охотника» действительно вылезли такие конструктивные изъяны, что на их устранение потребуются годы и дополнительные миллиардные вливания из военного бюджета. Иначе просто невозможно объяснить, почему принятый несколько лет назад на вооружение Ми-28Н в Вооруженных силах так и не появился. Где этот ужас, летящий на крыльях ночи, и почему его не было в небе Южной Осетии, когда грузинская артиллерия громила мирный Цхинвал?


А как у них?

В самом начале этого века в мировом вертолетостроении случилась сенсация. Фирма «Сикорский» объявила, что приступает к проектированию вертолетов, имеющих соосную схему - ту самую, которая всегда была козырем фирмы «Камов», правда, с толкающим винтом. Американцы, проведя большой объем исследовательских работ, пришли к выводу, что вертолет с одним несущим винтом не может летать быстрее, чем 350 км/час. А вот соосная схема с жесткими винтами и толкающим двигателем позволяет развивать скорость до 500 км/час.

По словам конструкторов «Сикорского», первый образец их соосной машины поднимется в воздух до конца этого года, а массовый выпуск начнется не позднее 2012 года.

Впрочем, фирма «Камов» на авиасалоне МАКС-2007 показала свой ответ американцам - вертолет Ка-92, который способен совершить настоящую революцию в транспортной авиации. Мы можем и должны быть первыми. Если опять свои не помешают.

 

По материалам «Российской газеты». Статья Сергея Птичкина «Черная судьба «Акулы», номер за 4 сентября 2008 года.